Стартап, работающий в узкой нише на маленьком неразвивающимся рынке, это не стартап.
Во главе успешного стартапа всегда стоят люди, склонные к риску: смелые, верящие в идею, энергичные предприниматели, которые спокойно относятся к неопределенности и умеют принимать решения в ситуации постоянных изменений. Они сильно отличаются от тех, чья сильная сторона - способность операционно руководить бизнесом, который уже работает.
Принципиальная разница между стартапом и малым бизнесом в том, что первый изо всех сил стремиться масштабироваться и выбирает для этого подходящий продукт и бизнес-модель. Второй может так и остаться малым бизнесом и будет стабильно приносить деньги владельцу, но может никогда не стать средним или большим бизнесом. Он потому и называется малым, что потолок его развития легко просчитываем и находится невысоко.
Если активы малого бизнеса можно поставить на баланс: это помещение, оборудование и так далее, то активы стартапа – практически не возможно. Во втором случае активами будет считаться интеллектуальная собственность (формула, технология и так далее), количество пользователей, команда, новизна продукта. Интеллектуальная собственность может быть активом стартапа, если права на нее оформлены надлежащим образом. Однако на ранней стадии развития проекта, это сделать сложно.
Реальной ценностью являются метрики стартапа, другими словами скорость роста его выручки, пользователей, объем достижимого рынка и компетенции самой команды. В мире малого бизнеса, конечно, это не считается активами, под которые банк может дать проекту денег. В мире стартапов все вышеперечисленное, наоборот, основание для того, чтобы инвестор вложился в проект.
От малого бизнеса стартап отличает и скорость развития проекта. Если стартап делает все, чтобы быстрее вырасти и масштабироваться, второй, разумеется, тоже растет - но медленнее. Он фокусируется прежде всего на извлечении прибыли. Неправильно, впрочем, считать, что стартап не должен стремится зарабатывать деньги здесь и сейчас. Стартап это бизнес, и команда обязана думать о прибыли как о цели любого бизнеса.
К сожалению, часто встречается ситуация, когда проект ищет инвестиции и сулит инвестору большие прибыли в будущем, но не имеет четкого плана монетизации и работающей схемы возврата вложений. Рассказывать своему инвестору о счастливом денежном будущем стартап должен имея несколько вариантов способов заработка уже завтра.