Запишитесь на консультацию
Укажите контактную информацию
Ваши персональные данные защищены и будут использованы только для связи с Вами
Алексей комаров, 2017

Что такое стартап?

Скорость, инновации и размер рынка - самые важные отличия стартапа от малого бизнеса простыми словами с примерами
Термину «стартап» исполнился уже 41 год. Впервые в публичном пространстве его использовал журналист Forbes: было это в августе 1976 года. В 21 веке это слово не только не утратило популярность, но наоборот, звучит по несколько раз в день – вне зависимости от того, идет ли речь о бизнесе или жизни вне его. Однако до сих пор существует серьезная путаница, касающаяся того, что же, собственно говоря, стоит понимать под термином «стартап». Малый бизнес? Проект, который запустился не больше двух месяцев назад? Первая стадия развития компании?

Давайте разбираться.
Стартап это всегда эксперимент, попытка построить большую компанию, сделать то, что не делали до этого: то есть рискнуть, чтобы в будущем, возможно, получить большую прибыль. Здесь кроется важное отличие стартапа от малого бизнеса: если второй стремится получить прибыль как можно быстрее, первый рассчитывает получить прибыль позже, но сорвать куда больший куш. Этим он и привлекает инвестора – возможностью заработать очень большие деньги.

Стартап не может просто клонировать что-то, что уже есть. Он всегда улучшает, изобретает, допридумывает и видоизменяет. Большинство успешных стартапов заходят на действующий рынок и меняет его за счет нового сервиса, идеи, способа коммуникации с клиентами или схемы монетизации. Нередко бывает и так, что стартап сам создает себе рынок, потому что до него никто не пытался удовлетворить такую потребность аудитории. Так, например, появился рынок каршеринга или coffee to go.

Удачная идея и хорошая команда лишь половина успеха, главное, что будет играть роль в том, взлетит стартап или нет это скорость, с которой эта команда будет проверять гипотезы и заменять их на другие. Скорость проведения экспериментов и гибкость – вот, что ценит инвестор в хорошем стартапе.

Существует распространенный миф о том, что стартапом можно называть только проекты в сфере IT. Это большое заблуждение. Стартап может появиться на любом рынке: информационных технологий, фермерских продуктов, в области производства лекарств или пилотирования самолетов. Главное, на этом рынке должно быть что-то, что можно поменять. Второе условие - рынок, который хочет покорить стартап, должен быть большим. Например, для того, чтобы привлечь инвестиции от ФРИИ, достижимый оборот компании должен составлять минимум 300 млн рублей.
Стартап, работающий в узкой нише на маленьком неразвивающимся рынке, это не стартап.

Во главе успешного стартапа всегда стоят люди, склонные к риску: смелые, верящие в идею, энергичные предприниматели, которые спокойно относятся к неопределенности и умеют принимать решения в ситуации постоянных изменений. Они сильно отличаются от тех, чья сильная сторона - способность операционно руководить бизнесом, который уже работает.

Принципиальная разница между стартапом и малым бизнесом в том, что первый изо всех сил стремиться масштабироваться и выбирает для этого подходящий продукт и бизнес-модель. Второй может так и остаться малым бизнесом и будет стабильно приносить деньги владельцу, но может никогда не стать средним или большим бизнесом. Он потому и называется малым, что потолок его развития легко просчитываем и находится невысоко.

Если активы малого бизнеса можно поставить на баланс: это помещение, оборудование и так далее, то активы стартапа – практически не возможно. Во втором случае активами будет считаться интеллектуальная собственность (формула, технология и так далее), количество пользователей, команда, новизна продукта. Интеллектуальная собственность может быть активом стартапа, если права на нее оформлены надлежащим образом. Однако на ранней стадии развития проекта, это сделать сложно.

Реальной ценностью являются метрики стартапа, другими словами скорость роста его выручки, пользователей, объем достижимого рынка и компетенции самой команды. В мире малого бизнеса, конечно, это не считается активами, под которые банк может дать проекту денег. В мире стартапов все вышеперечисленное, наоборот, основание для того, чтобы инвестор вложился в проект.

От малого бизнеса стартап отличает и скорость развития проекта. Если стартап делает все, чтобы быстрее вырасти и масштабироваться, второй, разумеется, тоже растет - но медленнее. Он фокусируется прежде всего на извлечении прибыли. Неправильно, впрочем, считать, что стартап не должен стремится зарабатывать деньги здесь и сейчас. Стартап это бизнес, и команда обязана думать о прибыли как о цели любого бизнеса.

К сожалению, часто встречается ситуация, когда проект ищет инвестиции и сулит инвестору большие прибыли в будущем, но не имеет четкого плана монетизации и работающей схемы возврата вложений. Рассказывать своему инвестору о счастливом денежном будущем стартап должен имея несколько вариантов способов заработка уже завтра.
Подведем итоги
Стартап это бизнес, движимый инновациями. Он использует глобальные возможности, показывает высокий потенциал роста, имеет конкретные конкурентные преимущества и зачастую сам создает рынок.

Малый бизнес работает на традиционном рынке, имеет активы, которые можно поставить на учет, медленно и стабильно развивается, использует известные и проверенные бизнес-модели, не стремится выйти на международные рынки.
Примеры стартапов и малых компаний:
Мини-парикмахерская в спальном районе это малый бизнес. Сервис для подбора обучающих видео на разных языках это стартап. Только что открывшаяся столовая в центре города это не стартап. Сервис по уборке квартир роботами - стартап.
Запишитесь на консультацию
Укажите контактную информацию
Ваши персональные данные защищены и будут использованы только для связи с Вами
Made on
Tilda