Перейти к основному содержанию

Законодательство о франчайзинге в РФ

В настоящее время законодательство о франчайзинге в России представлено 54-ой главой гражданского кодекса Российской Федерации и 4-ой частью гражданского кодекса (ГК), которые разрабатывали около 30 лет назад. Давно назрела необходимость внести изменения в законодательные нормы, поскольку некоторые из них стали препятствием для развития отношений по франчайзингу.

К примеру, понятие «коммерческая концессия» нельзя использовать как равноценное понятию «франчайзинг», из-за этого возникают сложности в использовании актов 54 ГК РФ. В качестве базиса отношений по франчайзингу партнеры вынуждены применять комплекс договоров, что в значительной степени усложняет работу. К тому же, это ведет к тому, что российские компании предлагают под маркой франчайзинга проекты, которые не имеют к нему отношения. В актах, которые регулируют право на интеллектуальную собственность, нет упоминаний о франчайзинговых схемах.

18.07.2011 был принят Федеральный закон 216-ФЗ, а изменения к 54 ГК РФ вступили в силу 21.10.2011. Эти поправки:

  •     предоставили большую степень свободы в определении условий договора коммерческой концессии,
  •     сняли ограничения, которые не учитывали ряд прав франчайзи и прав франчайзера,
  •     определили права франчайзинга,
  •     у франчайзера появилась возможность устанавливать цены, что выгодно и ему, и потребителю, и франчайзи,
  •     ввели возможность одновременного использования начального взноса и периодических платежей.

Противоречия закону о защите конкуренции были устранены. Порядок возобновления срочных договоров был изменен, и подчеркнуто преимущественное право пользователя заключить договор на новый срок. В статью 1037 ГК РФ был добавлен пункт, в котором предусмотрены законные причины отказа (случаи серьезного нарушения прав пользователя) от исполнения договора в одностороннем порядке. Принятые поправки смогли учесть как интересы франчайзеров и франчайзи, так и потребителей и российской экономики в целом.

21.04.2014 предложен закон «О франчайзинге» (законопроект № 503845-6), в котором дается определение этому термину и основных понятий, устанавливаются обязанности и права франчайзора (к примеру, компания обязывается предоставить франчайзи информацию и своевременно огласить внесенные в основной договор изменения). В обязанности и права франчайзора также вменяется требование вести бизнес по определенной схеме. В числе прав франчайзи выделено отдельным пунктом принятие участия в обсуждении стандартов бизнеса, и он должен их соблюдать.

Эксперты утверждают, что без фундаментальной нормативно-правовой базы в России возможностей для развития бизнеса крайне мало. Для создания нормативного материала, который бы смог формировать отношения по франчайзингу, необходимо:

  • введение в оборот ключевых определений: «товара», «субъектов и объекта франчайзинга», «паушального взноса», «роялти», «франшизы», «форм франчайзинга», «договора франчайзинга»;
  • установление порядка уступок авторских прав, лицензий, патентов;
  • законодательное закрепление характерных отличий работы по разным видам франчайзинга;
  • регламентация действий для создания франчайзинговой системы, в т. ч. образцов договоров и перечня документации в разных видах франчайзинга.

Такой пакет документации, представляющих собой, по сути, закон о франчайзинге в России, будет, по мнению экспертов, полным, а также приблизит терминологию к международной практике, что важно в создании систем с участием капитала, привлекаемого из-за рубежа. Конкретизация поможет очистить рынок от недобросовестных предпринимателей.