Перейти к основному содержанию

Словарь терминов

Франчайзинг – система договорных отношений между предприятиями, при которой одна сторона – франчайзер – предоставляет другой стороне – франчайзи – право на производство и/или реализацию определенного вида продукции (товаров), оказание определенных услуг от имени и под товарным знаком франчайзера, а также право на получение технической и организационной помощи.

Франшиза – деловая концепция, разработанная для использования в пределах франшизной системы.

Франчайзер – юридическое или физическое лицо, имеющее высокую репутацию на определенном рынке, собственный товарный знак и заключившее договор- франчайзинг с другим предприятием.

Франчайзи - юридическое или физическое лицо, которому предоставляют право на рынок товаров или услуг франчайзера в определенной области и территории на основе франчайзингого договора.

Франшизная система (сеть) - общее количество субфранчайзеров и франчайзи, которые работают в пределах той же самой франшизы и заключили франшизные контракты с тем же самым франчайзером.

Мастер франчайзинг – форма франчайзинга, при которой франчайзер заключает основной франшизный контракт с субфранчайзером на определенной территории, в то время как последний (субфранчайзер) заключает франшизные контракты с различными франчайзи на данной территории.

Первоначальный взнос (франшизный взнос) – плата за предоставление права присоединиться к определенному бизнесу и использовать товарный знак франчайзера на определенной территории.

Роялти - периодические выплаты вознаграждения, установленные пропорционально показателям деятельности, согласованным сторонами договора.

Рекламная плата (рекламный пай) - ежемесячная / ежегодная плата франчайзи франчайзеру для рекламных расходов.

Информационная справка - документ, обеспечивающий оценку осуществления франшизного соглашения для потенциального франчайзи.

Франчайзинговый договор - юридический документ, регулирующий отношения между франчайзером и франчайзи.

Операционное пособие - всесторонние руководящие принципы, уведомляющие франчайзи относительно того, как использовать уполномоченный бизнес, охватывающий все аспекты ведения бизнеса.

Условная франшиза - франшиза, при которой полностью возмещается ущерб, если он превышает сумму условной франшизы.

Безусловная франшиза - франшиза, которая вычитается из любой суммы ущерба.

Энциклопедия маркетинга, Санкт-Петербург.

Франчайзинг бизнес - формата (Business franchising) – один из видов франчайзинга, в режиме которого комплексно используются возможности и преимущества производственного франчайзинга, сервисного франчайзинга и франчайзинга товара. При этом франчайзер передает франчайзи технологию организации и ведения бизнеса, и последний становится элементом общей корпоративной системы франчайзера.

Франчайзинг товара (Franchising of goods) – один из видов франчайзинга, в режиме которого франчайзи организует продажу товаров и послепродажное их обслуживание, которые произведены франчайзером или маркированы его товарным знаком.

Договор коммерческой концессии (Contract of commercial concession) – договор, в соответствии с которым правообладатель дает пользователю за вознаграждение право использования в предпринимательстве своих исключительных прав, например, на фирменное наименование.

Интеллектуальная собственность (Intellectual property) – собственность, выраженная в неосязаемых активах в виде прав на произведения (works), включая научные открытия, вытекающие из творческой деятельности в области производства и других сферах; субстанция (Substance) интеллектуальных активов; разновидность промышленной собственности. 

Энциклопедия рынка. Совместное предпринимательство: мировой опыт – практика в России. Русско-английский словарь-справочник.
Практическое пособие. Ч.6. Отв. Редактор – академик Отд. Экономики АГН Дякин Б.Г. – М.: ROSBI, 2000, 590 с.