Перейти к основному содержанию

Развитие франчайзинга в современную эпоху

Проверенная бизнес-модель, которая выдержала испытание временем.

Развитие франчайзинга действительно начало расцветать в послевоенные 1950-е и 1960-е годы. Франчайзеры товаров и услуг, казалось, выскакивали на каждом углу. McDonald's, Kentucky Fried Chicken, услуги прачечных, химчисток, отелей, аренда автомобилей и другие франшизы заполонили рынок.

Одним из первых франшизу запустил McDonald's, открывший 1000 предприятий всего за 10 лет. 

К концу 1960-х годов в США назрела проблема. Многие франчайзеры стали ориентироваться на продажу как можно большего количества франшиз, а не на поддержку и управление успешными франчайзи. Другие ошиблись в выборе потенциальных франчайзи. Но были и другие проблемы.

Это привело некоторые штаты, такие как Калифорния, к принятию закона, регулирующего раскрытие информации для потенциальных франчайзи. Эти штаты требовали от франчайзера предоставлять потенциальному франчайзи документы, раскрывающие информацию о возможностях франшизы. Однако летом 1979 года Федеральная торговая комиссия выпустила закон о франшизах, согласно которому были установлены минимальные требования к раскрытию информации по всей стране.

После периода охлаждения и перенасыщения, франчайзинг начал возрождаться в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Развитие франчайзинга продолжается по сегодняшний день. Согласно исследованию, проведенному компанией PricewaterhouseCoopers, на бизнес по франшизе приходится 40% всех розничных продаж в США, существует более 750 000 франчайзинговых предприятий, которые генерируют почти 1 трлн. долларов в годовом объеме продаж, во франчайзинге работают более 18 миллионов человек в США напрямую и более 25 миллионов - косвенно.

Как и всегда, модель франчайзинга продолжает развиваться и адаптироваться. Например, за последнее десятилетие роль "мульти-бренда"  во франчайзинге значительно возросла. Многие опытные франчайзи работают не по одной, а по нескольким франшизам, а некоторые даже с разными брендами.

Модель франчайзинга работает, потому что в нее заложена формула ведения успешного бизнеса. Она обеспечивает франчайзеров необходимым капиталом, в котором они нуждаются, создает каналы распределения и дает потребителям высокий стандарт качества продуктов или услуг.

Как говорят французы, "Да здравствует франшиза!"

Франчайзинг. Факты (согласно статистике в США):

  • 6000 франчайзинговых компаний работают в США;
  • В 75 отраслях промышленности франчайзинг используется для сбыта товаров и услуг потребителям;
  • Почти 50% всех розничных продаж приходится на франчайзинг;
  • На каждые 12 предприятий приходится одно предприятие, работающее по франшизе;
  • Средний начальный уровень инвестиций для 8 из 10 франшиз, за исключением недвижимости, составляет меньше $ 250 000;
  • Почти 86% всех франшиз, открытых в 60 отраслях промышленности в течение последних 5 лет, находятся у одного и того же франчайзи;
  • Более 300 франшиз продаются каждую неделю;
  • 750 000 франчайзинговых предприятий в США каждый год генерируют около $ 1 трлн. в области продаж;
  • В 2000 году средний валовой годовой доход франчайзи, до уплаты налогов, был в диапазоне от $ 75 000 до $ 124 000,  более 30% франчайзи зарабатывают в год более $ 150 000.

Назад: 2.1 История возникновения франчайзинга                                              Далее: 3.1 Независимость и устойчивость