Перейти к основному содержанию

История возникновения франчайзинга

История франчайзинга с 1800-х годов

Немецкие производители пива часто упоминаются как создатели франчайзинга. История франчайзинга берет свое начало в 1800-х годах в Европе. Многие производители пива предоставляли пабам и тавернам права на использование своего имени. На самом деле, слово "франшиза" является французским, производная означает привилегию или свободу.

Основная идея франчайзинга относительно проста. Предприниматель может через франчайзинг продать часть бизнеса, его методов, его имя другим людям, которые впоследствии смогут достичь высоких результатов, увеличить объемы бизнеса, приумножить  финансовые показатели.

Франчайзинг вырос благодаря желанию предпринимателей расширяться.

Исаак Меррит Зингер, основатель «И. М. Зингер и компания», никогда не упускал возможности нарастить капитал. В 1850-е годы, Зингеру было необходимо что-то такое, что помогло бы ему с его молодым бизнесом, и он воспользовался немецкой бизнес-моделью франчайзинга. В то время его компании не хватало денежных средств на изготовление своих швейных машин, а также нужен был способ, с помощью которого можно было бы научить людей, как пользоваться швейными машинами. 

Он придумал способ продавать лицензию (или франшизу),  закрепляя права на ее использование  за определенными географическими районами.  Франчайзер должен был отвечать за обучение потребителей и за то, как использовать швейные машины. Получая лицензионные сборы, которые шли на финансирование производства, он был в состоянии позволить себе производить швейные машины и поставлять их непосредственно по своей новообразованной распределительной сети. Он создал сеть дилеров.

Изучая историю развития франчайзинга, многие сходятся во мнении, что Зингер развил франчайзинг на несколько лет вперед. Новая бизнес-модель позволяла владельцам бизнеса сохранять определенный уровень контроля над работой их франчайзи. Не удивительно,  что идею Зингера быстро заметили. 

За следующие несколько десятилетий истории развития франчайзинга, другие предприятия начали копировать и использовать его бизнес-модель. Coca-Cola запустила программу франчайзинга в своей компании, тем самым это позволило  снизить финансовые риски и увеличить долю рынка. 

Список компаний, использующих модель франчайзинга, вырос. Автопроизводители создали сеть лицензированных дилеров для продажи и обслуживания своих автомобилей. Нефтяные компании также ухватились за эту бизнес-концепцию.

Назад: 1.2 Франчайзинг - преимущества и недостатки                     Далее: 2.2 Развитие франчайзинга в современную эпоху