Перейти к основному содержанию

Что такое франчайзинг?

Франчайзинг – это «гибридная» бизнес-модель, позволяющая сочетать работу на кого-либо (будь то крупная корпорация или малый бизнес) и работу на себя. 

Франчайзинг – это не отрасль сама по себе. Скорее, это способ ведения бизнеса, который может применяться практически в любом секторе. На сегодняшний день тысячи брендов работают по франшизе в различных направлениях бизнеса.

Франчайзинг имеет две основные формы. Первая – это когда франчайзер владеет правом на имя или товарный знак и продает или лицензирует право на использование этого имени или торговой марки. Вторая форма франчайзинга включает в себя более сложные отношения, в которых франчайзер предоставляет франчайзи полный спектр услуг и поддержки. В этом случае франчайзи действует в соответствии с договором, в котором прописаны конкретные правила, изложенные франчайзером. 

Бизнес-модель франчайзинга предполагает участие как минимум двух сторон: франчайзер, который предоставляет свой товарный знак или фирменное наименование, и франчайзи, который платит роялти и часто первоначальный взнос за право заниматься бизнесом под именем франчайзера. 

Франчайзинг - это командная работа. Для любого франчайзера важно, чтобы успеха смогло добиться подавляющее большинство его франчайзи (в идеале - все). Успех зависит от постоянного партнерства между франчайзером и франчайзи. Одна из самых распространенных поговорок во франчайзинге: "Франчайзинг означает работать на себя, но не под самим собой."

Для многих, самым главным является то, что франчайзинг дает возможность человеку управлять своей судьбой и обеспечить свое будущее.  В последние годы модель франчайзинга привлекла внимание состоятельных людей и инвесторов, которые покупают несколько франшиз одновременно или сразу права на развитие географической зоны или «территории». 

"Мульти-бренд" франчайзи также на подъеме. Эти франчайзи работают под разными брендами одной организации. Повышая производительность, они проникают на рынок, увеличивая объем продаж и прибыльность. Основные причины успешных франчайзи – это умение находить дополнительные бренды, с помощью которых можно сгладить взлеты и падения сезонного бренда.

"Со-брендинг", в котором франчайзи работает с двумя брендами одной и той же компании - это еще одна новая тенденция. Со-брендинг экономит на покупке недвижимости или расходах на аренду, что позволяет получить больше прибыли. Все большее число франчайзеров предлагают несколько различных марок.

Многие из потенциальных франчайзи перед покупкой франшизы стремятся узнать следующие моменты:

  1. Насколько точно и реалистично представлена франшиза франчайзером;
  2. Условия договора, читая его тщательно с помощью опытного юриста;
  3. После сравнивают марки и рассматривают конкурентов;  
  4. Каковы их шансы заработать деньги и построить успешный бизнес с помощью франчайзинга, чем если бы они начали свой бизнес с нуля. 

Тем не менее, для многих начинающих предпринимателей, при взгляде на бизнес-модель франшизы впервые, особенно для тех, кто работает в корпоративных компаниях, бизнес-предложение может показаться смешным, и они задаются вопросоми: "Что такое франчайзинг? Почему я должен платить десятки тысяч прежде, чем я начал бизнес, а затем проценты от прибыли каждый месяц в течение 10 или 15 лет?" Для тех, кто проводит дальнейшее расследование, ответ очевиден: они могут сделать больше денег и быстрее через франчайзинг, чем самостоятельно, и они понимают, что потенциал франчайзинга велик. 

Юридически, франчайзи не являются собственниками бизнеса, они покупают франшизу, которая дает им право работать и управлять их бизнесом, пока они придерживаются франчайзингового договора. Франчайзи могут образовывать ассоциации франчайзи, которые могут участвовать в принятии корпоративных решений, если франчайзер идет на встречу, или объединяться, чтобы противостоять решениям франчайзера.                                                                                            

Далее: 1.2 Франчайзинг - преимущества и недостатки